вторник, 11 апреля 2017 г.

Эко-марафон. Задание №6: разбарахляемся!

Доброго вторника, подруги!



Подолжаю участие в международном марафоне #СнижаюСвойЭкослед, 3-я волна. 

Если на прошлой неделе мы изучали содержимое наших холодильников и полок продуктовых магазинов, то на этой неделе мы обратим свои взгляды на наши шкафы, мусорные ведра, людей и сообщества, находящихся на зеленой волне, и на свои экопривычки.

Лично для меня практика расхламления стала отправной точкой для раздельного сбор мусора и переходу к разумному потреблению. А началось все с моего случайного знакомства с группой в ВК «Мари Кондо: магия уборки и радующееокружение» Именно оттуда я узнала об основных важных моментах:

 

  • Разбираем по категории, не по комнатам. То есть всю одежду, обувь, потом книги, потом электронику и предметы быта и т.д.
  • Каждый член семьи разбирает только свои вещи. Вещи других людей можно расхламлять только с их согласия.
  • Определяем, что оставить, а ненужные вещи сортируем для дальнейших действий: подарить, отдать, продать, сдать на переработку.
Там же я познакомилась с методом хранения вещей по Комари – вертикальные стопки или трубочки. У меня этот метод прижился только в ящике с полотенцами, нижним бельем и носками. Все остальные сезонные вещи я предпочитаю хранить на плечиках, чтобы не заниматься утюжкой, и всегда знать, что у меня есть в наличии. Гораздо проще ориентироваться в вещах, когда они все находятся перед глазами! Таким образом, если на улице лето – на плечиках висят летние вещи, зимние хранятся в картонных коробках или на полке в шкафу, а когда приходит зима, зимние и летние вещи меняются местами. По окончании сезона я с пристрастием пересматриваю свой гардероб и то, что ни разу не надела за сезон, а то и за два – откладываю в специальную коробку, чтобы потом сфотографировать ее и продать (если вещь в хорошем/отличном состоянии), отдать друзьям, или в большую сумку, если планирую отнести их в благотворительный магазин или на Дармаку. Для продажи вещей использую различные интернет-ресурсы, кроме того, создала постоянно действующие распродажные альбомы на своей страничке в ВК по тематикам: женская одежда, детская одежда и игрушки, разное, отдам даром. Вещи в плачевном состоянии не спешу выбрасывать  в мусорку, их тоже можно использовать, например, как ветошь: х/б ткани отличные помощники в мойке стекол и зеркал. Еще один реально работающий вариант для них – передать приютам для животных.


Как и многие я начала свое расхламление с одежды. Потом были предметы быта, книги/бумаги, игрушки. Каждый раз, перебирая игрушки и детскую одежду, я откладываю то, чем сын уже не пользуется, а потом спрашиваю его, можно ли их отдать или продать. И если раньше он очень неохотно отказывался даже от тех игрушек, что были ему не нужны, то сейчас он с легкостью с ним расстается: может подарить младшим друзьям и родственникам, согласиться на продажу. Иногда просит купить на вырученные средства что-то другое, но это происходит достаточно не часто. Тем не менее, я стараюсь использовать эти деньги на покупки для сына, аккумулируя их на отдельном банковском счете. И пусть это небольшие суммы, но иногда они очень выручают.

Проведя первое расхламление, я переживала, что отдала что-то нужное из того, что мне может еще понадобиться. Но как показала практика, эти страхи напрасны. Сожаления возникают очень редко, и даже в таком случае я предпочитаю думать о том, что кому-то эта вещь была нужнее, чем мне. И практика расхламления хорошо прижилась у меня. Время от времени я провожу чистку какой-то определенной категории: летние вещи, зимние вещи, обувь, шапки, сумки и пр., а чаще это происходит между делом – во время обычной уборки и стирки. Просто смотрю на вещь и понимаю, что я ей сто лет не пользовалась. И что радости она мне особой не приносит. Тогда я беру ее и отношу в коробку для распродажи (есть у меня такая!) или в пакет для Дармарки/благотворительного магазина. 

В этом контейнере я храню "распродажные" вещи, чтобы не забывать об их существовании)

Каждый раз, когда я выношу из дома очередную сумку с ненужными мне вещами, я испытываю неподдельную радость. Вот несколько простых причин для нее:

  • Я понимаю, что эти вещи не будут гнить на полигоне ТБО, выделяя метан и изменяя климат земли, а будут радовать других людей;
  • В моей квартире появляется больше жизненного пространства, а в шкафах – больше простора и порядка;
  • Время, которое я раньше тратила на обслуживание ненужных мне вещей (стирка, уборка, глажка и пр.), я могу теперь потратить на более интересные и важные для меня дела и проекты;
  • Я понимаю, что мне для счастья не нужно много вещей, и соответственно снижаю свое потребление.
Последний пункт заслуживает более пристального рассмотрения. Каждый раз, расхламляя свой дом, я думаю, о том, как эти ненужные вещи попали ко мне. И вариантов масса: были подарены; куплены мной на распродаже по смешной цене (дешевые вещи, как правило, быстро приходят в негодность, превращаясь в мусор) или по предложению «купи три по цене двух»; стали результатом импульсивных покупок. Если говорить об одежде, то ее большое число у меня объяснялось несколькими причинами: 1) я – девочка и люблю красивую одежду; 2) я девочка и мне хочется разнообразия; 3) много лет я одеваюсь преимущественно в секонд-хендах, где цены значительно ниже магазинных, поэтому бывало сложно остановить поток покупок, особенно в сезон распродаж; 4) делала покупки по настроению, просто потому что мне понравилась эта вещь. Но я далеко не всегда думала, с чем буду ее носить.

И вот тут начинается самое интересное! Когда ты понимаешь, откуда приходят в дом ненужные вещи, ты стараешься свести их поток к минимуму. Что это значит лично для меня? По возможности, я согласовываю подарки, которые хотят подарить мне, и которые хочу подарить я, чтобы не способствовать приросту хлама в других семьях. Если таких данных нет, то просто дарю деньги. Я перестала вестись на халяву, акции и прочие бонусы. Никогда не буду делать репост розыгрыша какой-то вещи, которая не нужна мне очень сильно. Не буду покупать в магазине две пачки крупы, производителя которого я не знаю, вместо той пачки, за которой я пришла. Однако если будет скидка на тот товар, который мне нужен, то я его непременно возьму: экономия никогда не бывает лишней. Я перестала делать спонтанные покупки, реже хочу в магазин и имею больше личного времени. Очень долго размышляю, прежде чем купить одежду. Спрашиваю себя, как часто я буду ее носить, с чем? То же самое и с обувью. Кроме того, я взяла себе за правило пересматривать свой гардероб после каждой покупки и избавляться от одной-двух вещей из тех, что я давно не носила/не доставляют радости. Иногда это правило становится одним из сдерживающих факторов при покупке новой вещи. И еще – я перестала выкидывать вещи, которые мне нравятся, но при этом нуждаются в мелком ремонте. Теперь обувь я отношу в мастерскую, а с одеждой управляюсь сама.

В рамках выполнения задания перебрала все свои сумки, от четырех решила избавиться, так как практически не использую их в повседневной жизни. Вместо них куплю себе стильный рюкзачок, уже даже знаю какой!

В общем практика расхламления у меня очень востребована. Предлагаю попробовать и вам! Возможно, поначалу будет не просто определить, какую вещь оставлять, а от какой избавиться. Тогда вам помогут советы наших эко-тренеров Романа Саблина и Алексея Чистопашина. Они рекомендуют оставлять те вещи и предметы, которые:

а) Служат вам ежедневно. Если вы не пользуетесь повседневной вещью полгода – она вам, скорее всего, не нужна. 
б) Вдохновляют вас и вы точно ими пользуетесь. Либо это украшение дома и вы его любите.
в) Те вещи, которыми  пользуетесь в определенные моменты (например, коньки или палатка). Здесь важно понимать, что вы не просто мечтаете ими пользоваться, а, правда ходите в поход хотя бы раз в год, и катаетесь на коньках зимой.
4. Смотрим, что у нас оказалось в углу. Делим на то, что можно:
продать – выкладываем на Юлу или Авито, а также в социальные сети;
отдать – подарить друзьям, родственникам, соседям или сдать в благотворительные магазины;
сдать в переработку;

«В мусорное ведро постарайтесь ничего не выбрасывать – почти всему можно найти вторую жизнь, – говорят организаторы эко-марафона. – При этом важно не впасть в эконевроз и не оставить голые стены. Уютные, красивые, смысловые вещи тоже нужны, особенно для женщин. Просто вспоминайте такое хорошее слово «достаточно»...


Информация, которая будет полезна, если вы вдруг тоже захотите разбрахлиться:
#экомарафон #годэкологии2017 #экология #выгодныеэкопривычки #зеленыйдрайвер #устойчивоеразвитие #разбарахление


10 комментариев:

  1. Наташа, какая ты молодец! А я вот обрасла хламом, уже полгода не генералила. Нужно взять этот метод на вооружение. Вот сегодня зимней одеждой и займусь! Благо что вроде зима больше не собирается возвращаться. Только вот отдавать или продавать вещи как-то мне не удобно, я просто складываю в пакеты и отношу к помойке, там их быстро прибирают к рукам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина! Удачи тебе с уборкой, время перед Пасхой подходит для этого лучше, чем когда-либо) Я очень люблю разбирать одежду и обувь по окончании сезона! Вариант с помойкой очень популярный и в нем нет ничего плохого, ведь самое главное, что вещи, не нужные вам, принесут пользу кому-то еще и не окажутся на свалке! У нас в поселке такой способ невозможно осуществить: нет стационарных контейнеров, в определенное время дважды в день приезжает мусорная машина и все несут к ней свой мусор. Многим такой способ кажется очень не удобный, но я вижу и плюсы: мусор не разлетается под порывами ветра, его не таскают вороны и собаки, на улице больше чистоты и порядка.

      Удалить
  2. я обожаю разборахливание (или как там его...) прямо кайфую от каждого выброшенного/отданного/перерезанного на тряпки мешка. у меня прямо терапия таким очищением, мысли в порядок приходят, я и убираться люблю и полки разгребать. я бы не сказала, что много купленной одежды/обуви это плохо, может как процесс потребления и не очень. но у нас был пери од мы покупали много (очень много!) хорошей качественной одежды/обуви. были и деньги на это и магазины нашли в тот период подходящие. потом был жизненный момент, когда не было денег на новые ботинки и ранее купленные очень выручали, да и обувь меньше изнашивается, если ей замена разная есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разбарахление, Аня) Я вот тоже получаю огромное наслаждение от этого процесса! Для меня это тоже своего рода терапия: по мере расчищения пространства в голове появляется ясность, а в душе - покой) Поэтому иногда, когда чувствую беспокойство, тревожность, в голове много мыслей, я просто начинаю перебирать какую-то категорию вещей: раскладывать по своим местам, а заодно провожу ревизию - что-то откладываю, чтобы пристроить/отдать, а каким-то вещам придумываю новую функцию)
      Я не считаю, что большое количество купленной одежды - это плохо. Плохо, когда ее много, а не носят. Плохо, когда берут на распродаже не потому что вещь нужна и ее точно знают, как будут носить, с чем, когда, а просто потому что за такую цену нельзя ее оставлять в магазине. Или потому что взяв две вещи, третью дадут бесплатно. Как показывает мой личный опыт, такие вещи так и лежат мертвым грузом. А на счет нескольких пар обуви на сезон - это очень разумно! Сама не раз ловила себя на мысли о том, что очень удобно, когда зимой у тебя не одни ботинки или сапоги, а двое-трое и т.д.) Они могут спокойно высохнуть, да и изнашиваются действительно гораздо медленнее. Я обувь сама очень люблю (одежду, впрочем, тоже), поэтому понимаю тебя! Но все равно считаю, что у всего должен быть свой предел)

      Удалить
  3. Наташа, с большим удовольствием читаю каждый твой пост про эко-марафон. Вот, решила первый раз ответить. Тебе хорошо, ты живешь одна, а я с тем крестьяниным из анекдота, который "пригодицца!". И муж каждый раз цепляется со слезами за мешок с мусором, вопия при этом "как ты можешь, женщина!" или (мы живем не в своей квартире, а в квартире свекра, мебеля в которой и прочий интерьер еще от бабушки) "не ты покупала, не тебе и выбрасывать!". Мой акк на авито он мониторит и ругает меня за неадекватную цену, а за ту, на которую он согласен без слез, это никто в жизни не купит. Короче, он у меня не жадный, он домовитый:) Но я страшная, упорная зануда и все равно постоянно "разбарахляю" дом. Причем, все эти системы хранения, которые рекомендуются в интернетах, наводят на меня ужас. За этим я вижу только одно: у народа стало так много барахла, что они уже его не запоминают. Им нужно наглядно видеть, что у них есть, как на полках в магазине. Я считаю, что если ты не в состоянии запомнить свое барахло, то оно у тебя лишнее. Выкидываем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Оксана, я так рада, что тебе интересно читать мои марафонские отчеты!) Как ни парадоксально, но мужчины сложнее расстаются с вещами. У меня сын такой же! Но даже он постепенно стал менять свое отношение к вещам. Но цены для своих игрушек и вещей тоже "назначает" заоблачные! Даже поломанные игрушки желает продать дороже, чем по цене новых))) Так что я тебя очень понимаю! У меня тоже есть свой "крестьянин")))) Однако все равно нужно с ними разговаривать и без их разрешения не стоит выкидывать/пристраивать/отдавать их вещи. Нужно разговаривать, объяснять свою позицию, выслушивать их. Долго - да, нудно - да, но нафиг тогда нужно разбарахление, если оно портит отношения с самыми близкими людьми, правильно?) На счет систем хранения - 100% согласна с тобой! Не помнишь, что у тебя есть, значит, у тебя слишком много вещей! Единственное, в чем мне хочется тебе посочувствовать, так это то, что тебе вынужденно приходится жить в интерьерах от бабушки мужа! Я бы давным давно с ума сошла со своей любовью преобразовывать пространство под себя...)

      Удалить
  4. О... для меня разбарахление тяжелая тема. Я читала Мари Кондо, смотрела этот фильм, я даже складываю вертикально по ее методу детскую одежду и часть нашей (то, что не висит на вешалках). Но вот так глобально перебрать всё, мне кажется это просто нереальный подвиг :)))
    Меня еле-еле хватает, чтобы во время разбарахлять детскую одежду из которой мои дети выросли. Мне реально не сложно лишнее куда-то передать/утилизировать, но вот сам процесс и сколько времени и сил на него нужно... :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, каждому свое: не нравится, не насилуй себя, делай тот минимум, который тебе необходим (разбор детской одежды). Мне кажется, это должно изнутри идти. Мне вот нравится безумно этот процесс, и я с удовольствием в него погружаюсь с той частотой, которая меня устраивает. А вот моей маме, похоже, он также нерадостен как тебе и она этого не делает. Иногда я ей помогаю навести порядок в документах или еще где-то. Но вскоре у нее восстанавливается ее личный "порядок") Потому что ей так комфортно. Пусть. Все мы разные и это здорово! Так ведь жить гораздо интереснее!

      Удалить
  5. Наташа, в этом вопросе у меня много общего с тобой. Я очень люблю "разбарахляться" и делаю это с легким сердцем. Давно для себя поняла правило, если ты не пользовался/не носил вещью/вещь больше года, то вряд ли ты еще ее оденешь/используешь. Значит пора избавляться от нее. Подруги иногда в шоке, какими пакетами я все раздаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да! Именно с легким сердцем! Иногда долго думаю, оставить вещь или отдать и в итоге оставляю. А на следующий сеанс расхламления уже отдаю ее с легким сердцем, так как наглядно вижу, что не носила её) У меня мама всегда удивляется количеству вещей, что я раздаю. Ей хочется проверить пакеты, вдруг там что-то нужное и важное лежит, что можно еще использовать)

      Удалить

Спасибо, что нашли минутку и оставили свой комментарий!